+7(812) 995-10-20
carbonkid@inbox.ru

Немного о Фокусном Расстоянии

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

 

Фокусное расстояние объектива - самый болезненный вопрос для большинства учащихся фотошкол и просто увлекающихся фотографией. Скорее всего смущает слово " расстояние", потому как неправильный ответ всегда звучит так: "Это расстояние от модели до фотографа"! А вот правильный ответ может повергнуть неокрепшие умы в шок. Ведь для того, чтобы дать определение фокусному расстоянию объектива, вводят понятие главного, переднего и заднего фокусного расстояния. А это пара абзацев текста и как минимум потеря сознания к середине страницы! 

Что же это такое? Самое простое определение, которое обычно откладывается в голове начинающего любителя, состоит из одного слова - "УГОЛ"! Ведь в общем и целом, фокусное расстояние - это угол обзора пространства, которое попадет в кадр. И чем шире угол (широкоугольные объективы), тем больше пространство в одной плоскости фотоаппарат запечатлит. И наоборот. 

Все зависит от строения объектива, его линз, их размеров и форм. Вот так можно представить работу широкоугольных и длиннофокусных объективов:

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Это всего лишь схема, конечно, но смысл фокусного расстояния таков. Именно поэтому другая облегченная версия определения понятия "фокусное расстояние" звучит так:
"Если представить объектив в виде простой выпуклой линзы, то его фокусное расстояние - это расстояние от оси линзы до точки сбора лучей". Хотя, даже это определение не так просто понять, не держа в голове схемы линзы с лучами. Поэтому - запомните просто "угол", а остальное может быть само всплывет в нужный момент.

Проще всего понять, для чего нужна смена угла обзора объектива используя примеры. Если представить себе фотографа на вечеринке или просто в помещении, снимающего репортаж, рано или поздно он столкнется с проблемой, когда большое количество людей будут ему позировать в маленьком пространстве. Отойти назад, чтобы все влезли, нельзя - мешают стены. Взять в кадр только важных гостей тоже как-то нехорошо, непрофессионально. И тут фотографа спасет "ширик". Объектив, который оптически раздвигает пространство картинки и стоя на том же самом месте, можно уместить в кадре не 4-х человек, а, например, десять. Рабочий угол такого объектива "разширяет" пространство, не без искажений, кстати. 

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

А теперь перенесемся из душного клуба на свежий воздух саванны, в Африку. Попробуем снять диких зверей, например львов. И чтобы получить красивые портреты этих диких хищников, будет немного ошибочно использовать широкоугольный объектив. Ведь в зависимости от угла, стоять придется в метре, а то и ближе, от этой грозной кошечки. Небезопасно! Что же делать? На помощь придет длиннофокусный объектив. Он визуально приближает далеко расположенные объекты. В кадр теперь может попасть меньше пространства, зато расстояние от вас до объекта съемки сократится в разы, а иногда - в десятки раз!

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Это вполне понятные и обычные вещи для фотографа. Но если есть причина, должно быть и следствие. И в данном случае, одно из "побочных" эффектов разности в выборе фокусных расстояний будет количество пространства на заднем плане. Итак, при выборе широкоугольного объектива, пространство не только искажается, но и весь задний план пытается "влезть" в кадр. А при таком же кадрировании главного плана и используя уже длиннофокусный объектив, заднего плана попадает гораздо меньше. Можно сказать, что кроме модели и не попало-то ничего!

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

 

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

 

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Так же следует учитывать, что широкоугольный объектив стремится "раздвинуть" пространство, включая задний план. Тогда как телеобъектив его сплющивает:

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

 

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Те же самые колонны, одна ось и высота точки съемки, но расстояние между колоннами мнимо изменяется при разном фокусном расстоянии. Это можно использовать при решении поставленных тех или иных художественных задачах. 
И последнее. 

Проверяются объективы, к примеру на резкость, при разных диафрагмах и на разной дистанции до предмета фокусировки. И чем больше расстояние до объекта, тем хуже детализация, (читай - общая резкость фотографии). В идеале желательно поставить модель на такое расстояние, чтобы еще не началась "бесконечность". 

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Григорий Пятница Фокусное Расстояние

Тогда объектив сможет нарисовать максимально детальное изображение. Но стоит отдалить модель на столько, что система фокусировки будет не на цифрах, а максимально близко к значку бесконечность - картинка "поплывет"... 

И после таких выводов, выбор длиннофокусного объектива в приоритете, ведь на нем есть и 10 и 20 метров, а на некоторых шириках все заканчивается на 1,5 метрах. Вот и приходится фотографу лавировать в этом море побочной информации, выбирая угол пространства, сколько попадет заднего плана и общей резкостью фотографии. Первоначально, это пугает. Но все приходит с опытом. И снимая свою стотысячную фотографию, без промедления тянешь руку к нужному объективу, точно зная, какую диафрагму выставлять и какая точка съемки будет самая выигрышная!

Снимайте чаще. 

Удачных кадров и легкой обработки. 
Всегда ваш, Григорий Пятница

Комментарии:


Татьяна Дата: 28.06 2013
Спасибо за статью! Просто и понятно. Отдельная благодарность за то, что все проиллюстрировали!

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Поиск

Декабрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Рубрики

Архив